Тема стала ключевым направлением деловой программы юбилейного форума. Цифровая трансформация рассматривалась, как инструмент выхода культурных организаций после коронокризиса, средство возвращения и привлечения в культурные учреждения старой и новой аудитории. Своим опытом работы в реалиях самоизоляции поделились такие гиганты как Министерство культуры Российской Федерации, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина так и более скромные Юношеская библиотека Республики Коми и Музейно-выставочный центр города Заречный Пензенской области.
Неужели онлайн – это теперь наше все? Кто и как обеспечит цифровую зрелость учреждений культуры? Ответы искали через практическое знакомство с опытом и технологиями.
«За пол года, что мы живём с пандемией портал «Культура. РФ» показал такое количество трансляций, как за весь прошлый год. За это время нас посетили около 20 миллионов человек, это в два раза больше чем в прошлом году. Больше всего вызывали интерес каталоги спектаклей, концертов и конечно трансляции. Посещаемость этих страниц выросла в пять раз по сравнению с 2019 годом. Но у этого кейса есть и обратная сторона. Вся эта работа – трансляции, публикации, сделана усилиями от силы 500 учреждений. Предположим, что столько же работали самостоятельно. То есть мы смогли поддержать более 1% учреждений. Конечно, многие сейчас рассуждают о том, что онлайн уводит из оффлайна, Во-первых это не так, еще совсем недавно были такие обстоятельства, что вообще не было никакого оффлайна. Можно конечно рассуждать о том, что спектакль прекрасен только «в живую», но есть спектакли, которые успешно идут десятками лет. Формат онлайн востребован с обеих сторон. И наша миссия – это сохранение и популяризация. А сохранение в данном случае есть не что иное, как оцифровка», – отметила главный редактор портал «Культура. РФ» Олеся Максимова.
«У какой-то части специалистов учреждений культуры уже есть навыки работы в онлайн-пространстве. Они быстро могут включиться в работу. Их не больше 1% от общего количества сотрудников. Поэтому сейчас очень популярны различные онлайн практикоориентированные курсы, которые помогают прокачать определенные навыки. В чем плюсы онлайн-образования? Во-первых, это возможность получения новых навыков не отрываясь от рабочего процесса. Во-вторых, это доступность. Поскольку фундаментальное образование дорогое. Но есть и минусы. В онлайн образовании важную роль должен играть самоконтроль. Вход очень легких. Замотивироваться просто. Но не все могут долго продолжать в таком режиме.
Наиболее востребованные диджитал-компетенции в учреждениях культуры: знание основных социальных соцсетей, цифровое взаимодействие, умение общаться с аудиторией, отрабатывать негатив, умение общаться с коллегами для управления онлайн-проектами. И конечно же цифровая безопасность – это очень сложная тема, но этот навык очень необходим, надо быть в курсе того, что сегодня происходит в этом направлении», – рассказала руководитель проекта PRO.Культура РФ Министерства культуры Российской Федерации Ольга Кудинова.
«Сделайте доступным для всех даже то, что раньше очень хотелось «зажать». Перебросьте ресурсы на онлайн-консультирование, чтобы человек мог напрямую обратиться и задать вопрос. Делайте только те онлайн-мероприятия, которые вы бы не постеснялись бы провести вживую. Во время пандемии хотелось, чтобы мы не забывали о реальной жизни. А теперь хочется, чтобы всё то, чему мы научились и по ресурсам, и по мероприятиям, развивалось и двигалось дальше», – рассказал начальник информационно-технологического комплекса Российской государственной библиотеки для молодёжи Антон Пурник.
«Вся обширная работа по цифровизации музеев, которая уже проделана в Государственном музее с 2016 года концентрируется в Совете по цифровому развитию музеев при ИКОМ России. Сейчас мы готовим большую публикацию и книгу лучших кейсов того, что удаётся собрать тем энтузиастам, что решили работать в Совете. Его главная цель – поддержка профильных культурных проектов, организации информационной, консультативной и методической помощи учреждениям-членам ИКОМ России. Содействие росту профессиональной квалификации и цифровой грамотности музейных специалистов, участию в разработке и обсуждении нормативных актов, методических пособий, и рекомендаций в сфере цифрового развития», – рассказал зам. директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по цифровому развитию, заведующий кафедрой IT в сфере культуры НИУ ВШЭ Владимир Определёнов.
«Расскажу об итогах исследования, проведённого в период самоизоляции «Цифровые компетенции сотрудников музея». Его участниками стали более 300 музеев со всей страны, около 1000 сотрудников в возрасте от 34 до 54 лет. Опрашивались хранители музеев, экспозиционнеры и руководящий состав. Сейчас в массе своей, в отличии от ситуации 10-летней давности, сотрудники музеев признают что цифровые технологии это важно. Для большинства респондентов они связаны с новыми профессиональными возможностями. В тоже время музейное сообщество чувствительно к вопросам безопасности используемых информационных технологий, способных поставить под угрозу задачу – сохранение культурных ценностей.
Музейные сотрудники демонстрируют довольно высокий средний бал владением цифровыми компетенциями. На примере нашего музея – еще 10 лет назад нашим сотрудникам составляло проблему простое использование компьютера. Сегодня хранители сами работают с оцифровкой, созданием виртуальных туров. Самая слабая компетенция – это работа с цифровой видеосьёмкой, монтаж видео. Но именно это становится всё более актуально для музейной сферы. Желания приобрести дополнительные компетенции у музейных сотрудников связаны с оцифровкой фото, установкой программного обеспечения, монтаж и видеосьёмка», – отметил заместитель генерального директора по развитию и внешним коммуникациям — ученый секретарь, Государственного центрального музея современной истории Никита Аникин.
«Наши текущие проекты плавно перешли в онлайн-формат. Первый выпуск подкаста «Сырнички Челенджера» вышел за два месяца до начала пандемии. Для библиотеки это отличная возможность поговорить о литературе и расширить свою аудиторию именно в онлайн-пространстве. И пока мы готовили наш первый подкаст, мы подумали о том, что не плохо бы было организовать библиотечное радио, где мы бы как ведущие вели беседы с приглашёнными гостями. Мы выбрали площадку «Дискорт» и появились «Книжные разговоры». Каждый день во время самоизоляции мы выходили в эфиры, записывали их и транслировали. У нас были разные рубрики. Потом подключили туда музыку, чтение книг, видео. И когда вернулись из самоизоляции в библиотеку, поняли, что этот формат нам нравится. И стали продолжать его здесь», – представил практический кейс библиотекарь II категории отдела обслуживания Юношеской библиотеки Республики Коми Кирилл Третьяков.
«Период самоизоляции мы восприняли как возможность привлечь новую аудиторию. И определили для себя два направления работы. Старые темы мы актуализировали через виртуальные коллекции, через видеоэкскурсии, зумконференции. Второе направление – это поиск новых, прорывных тем для города. Здесь мы впервые обратили внимание на историю 90-х годов. Проект будет закончен в декабре. Тогда же мы презентуем сайт, полностью посвященный истории 90-х годов города Заречный. Он будет включать в себя онлайн-игру,созданную в стилистике пиксельных игр тех годов. Это бродилка по Заречному, в ходе которой игрок взаимодействует с предметами, ведет диалоги с персонажами. В сайт будут интегрированы личные странички зареченцев с их воспоминаниями, оцифрованными семейными коллекции. Здесь же будут интервью экспертов, которые рассказывают о разных аспектах жизни в 90-е.
Карантинный период показал, что от онлайн-формата люди довольно быстро устают. Мне кажется, что мы зря пытаемся противопоставить эти две формы работы. Мы должны понимать, что эти два направления проистекают из одного и того же – из миссии музея, тех задач которые он поставил перед собой. Какие-то вещи не решить в онлайне. Предмет в экспозиции и на фотографии это разные вещи. Какие-то вещи наоборот удобно реализовывать онлайн. Если мы говорим о просветительской функции музеев и популяризация истории, то здесь онлайн гораздо круче», – подчеркнул заместитель директора по научной работе Музейно-выставочного центра города Заречный Пензенской области Виктор Кладов.