В рамках Международного культурного форума – 2019 прошла кейс-сессия «Культура и развитие сельских территорий». Мероприятие состоялось 27 сентября в УлГПУ им. И.Н. Ульянова.
Региональные и федеральные эксперты говорили с участниками сессии о механизмах поддержки и развития сельских территорий. По словам организаторов, одной из главных задач встречи было обсуждение возможных вариантов НЕсельскохозяйственной деятельности, в том числе связанной с темой креативных индустрий, туризма, интернет-профессий, которые могут приносить доход жителям сельских территорий и создавать возможности развития не переезжая в крупные города. Модератором выступила эксперт, консультант по созданию кластера креативных индустрий, доцент факультета истории и права в НФ У РИО Юлия Крузе.
В качестве реальных кейсов был представлен опыт российских регионов и европейских нестоличных городов, сделавших ставку в приоритете развития на креативную экономику. Свой проект представила предприниматель и руководитель креативного пространства «Третье место» в р. п. Измайлово Екатерина Воротникова.
«Я рассказывала про свой опыт создания бизнеса. Мы с семьей переехали в Ульяновскую область из Тольятти в 2015 году, это было связано с желанием создать своей семье наиболее благоприятные условия для жизни. Нам хотелось, чтобы дети росли на свежем воздухе, в экологически чистом месте. Поселок Измайлово стал для нас оптимальным вариантом. Это очень благоприятное место. Приехав в Измайлово, узнала, что здесь в XIX веке была основана суконная фабрика-мануфактура Николая Шатрова, которая со временем стала главным предприятием поселка. О знаменитом измайловском сукне знали по всей нашей стране. К сожалению, это градообразующее предприятие было закрыто на рубеже 2000 годов. Мне очень захотелось, чтобы люди вспомнили историю этого предприятия, чтобы вновь заговорили об измайловском сукне. Так и появилась идея создать творческую мастерскую «Симбирское сукно», – сказала Екатерина.
Подобные проекты существуют и в других районах области. Так, например, в рабочем поселке Чердаклы с 2015 года действует уникальный музей художника фирмы Фаберже Василия Зуева. О том, каким образом гений места и партнер-бизнесмен, продукция которого пользуется спросом за рубежом, развивает Чердаклинский район, рассказала Лариса Терехина, директор чердаклинского ЦДОД.
«Уже несколько лет в Чердаклах развивается уникальный проект музея художника Василия Зуева. Нас потрясла история, что здесь жил и работал миниатюрист фирмы Карла Фаберже. Имя Зуева открыли для широкой общественности в 2015 году. Фирма Фаберже не нуждается в нашем продвижении – это мировой культурный бренд. Нашей задачей было создать сообщество увлеченных этой темой людей, которым дорога тема родины и сохранения культуры. Вокруг нас начали появляться удивительные люди из разных сфер, в том числе, и из бизнеса. Пришла Светлана Майорова, она кузнец и дизайнер, у нее есть свое производство в Чердаклах и свои площадки в Москве. Ей не надо было разъяснять про Фаберже, она сразу была готова сотрудничать с нами. Светлана решила рассказать о Зуеве в Испании, куда возила свои произведения. Потом она сделала нам красивую кованую накладку на дверь для музея. Благодаря Светлане имя Зуева и его творчество транслируется за пределы региона. Возрастает количество рабочих мест для чердаклинцев. Мы осознаем, что даже такое искусство, как у Фаберже, делали люди из народа», — сообщила Лариса Терехина.
Кстати, о том, что сельские территории и традиционные ремесла необходимо развивать, говорил на пленарном заседании МКФ2019 и эксперт Государственной Думы РФ по развитию местного самоуправления и инновации в регионах, основатель института общественных и гуманитарных инициатив, социальный технолог Глеб Тюрин. Он начал спасать северные деревни от вымирания и добился в этом успеха.
— С моей точки зрения, Ульяновск сейчас является одним из лидеров креативных инноваций. Мне очень хотелось бы, чтобы эта тема была связана с темой развития пространств, ведь в России это главное богатство. Нам нужно перейти в постиндустриальное общество, где мы будем не разрушать природу, а возобновлять ресурсы. Мы можем создавать полноценное пространство, но мы из него уходим. Как развивать пространство, если денег сверху все меньше, а большая часть населения — в пенсионном и предпенсионном возрасте? Я уверен, если мы не привлечем креативный класс, решения у этой задачи нет, — сообщил Глеб Тюрин.