Как организации культуры провести онлайн-показ, не нарушив при этом авторских прав? Как избежать претензий и исков при подготовке онлайн-продукта? Какие действия предпринять, чтобы не нарушить чужих прав? Как вообще «работает» авторское право в интернете? Рекомендации по работе учреждений культуры в онлайн пространстве дала практик в области правового сопровождения театрально-концертной деятельности, заместитель директора МХТ имени А.П.Чехова Карина Кондрашова.
«Речь идёт о новой среде существования авторских прав. В интернете невозможно бывает порой установить пользователя, отследить как произведение, однажды туда попав, продолжает свой путь. На данном этапе не очень понятно, законодательство какого государства в интернете должно применяться. Если вы сидите в США, я в России, сервер находится и вовсе в третьей стране. А вас прочитал и оскорбился, размешенной вами информацией, гражданин какой-нибудь мусульманской страны. По закону страны какого государства судить? Пока авторское право в интернете находится на этом уровне. И государства пытаются выработать понимание под юрисдикцией кого, что находиться», – рассказала эксперт.
Карина Кондрашова дала несколько советов, которые помогут избежать недопонимания между учреждениями культуры и правообладателями.
По её словам, те, кто использует не свой контент, должны помнить о существовании авторского права. Это закреплено и в российском и в международном законодательстве. Право на использование произведения в интернете принадлежит правообладателю. Точно так же действует принцип – коммерческое или некоммерческое использование. Закон не делает разницы между этими понятиями. Вы 100 % являетесь нарушителем законодательства, если используете без ссылки на источник, авторский продукт.
Срок действия авторских прав – в течение всей жизни автора и в течение 70 лет после. Например, если художник N ныне здравствующий или умер меньше 70 лет назад, то тогда чтобы показать его картину, находящую в экспозиции музея, крупным планом на виртуальной экскурсии нужно спрашивать разрешение у художника N или его наследников. И точно также с книгами.
При записи на видео спектаклей, концертов и музейных экспозиций, иллюстраций, выступлений лекторов и прочее, необходимо получить право на переработку. То есть на включение авторского контента в состав нового, сложного объекта, аудиовизуального произведения. В идеале это должно быть прописано в договоре.
Пункт 2 статьи 1240 Гражданского кодекса РФ гласит, что условия лицензионного договора, ограничивающие использование результатов интеллектуальной деятельности в составе сложного объекта, не действительны. Это норма развязывает руки акторам.
Организация или человек, заключивший договор об отчуждении исключительного права, становится новым правообладателем.
Есть еще такое понятие, как «Служебное произведение исполнения»: контент созданный в рамках служебного задания. В таком случае самое исключительное право, позволяющее делать все что угодно, принадлежит работодателю. Важно, исполнитель – штатный сотрудник организации. В его должностные обязанности входит создание такого контента. И в идеале, должен быть составлен документ-поручение , где прописаны детали работы.
Третий способ сделать свою деятельность легитимной – это показ не в записи, а в прямом эфире. Последнее подходит под определение «Публичное исполнение». Это прямая онлайн-трансляция спектакля/ лекции/ концерта и пр. На публичное исполнение у театров и концертных организаций обычно есть разрешение. Такая же схема действует и для музеев.
«Когда вы делаете онлайн-экскурсию в записи, то вы всё-таки создаёте новое аудио-видео произведение и вам нужно разрешение правообладателя. А когда вы фотографируете и просто выкладываете это в интернет то, можно говорить о том, что вы осуществляете публичный показ с помощью технических средств. Эта такая прекрасная уловка, которую можно попытаться использовать, отстаивая свои права», – пояснила Карина Кондрашова.