Какие проблемы беспокоят работников культурных учреждений с точки зрения медиа? Как культурным институциям выстраивать работу с бизнесом и СМИ? Каким образом взаимодействовать с аудиторией? Эти вопросы стали главными на медиаинтенсиве «Подороджник», который проходил с 4 по 12 сентября 2020 в рамках Х Международного культурного форума.
Мероприятие проходило в два этапа: с 4 по 8 сентября состоялся онлайн-интенсив, 11 и 12 сентября участники были приглашены на офлайн-конференцию во Дворце книги в Ульяновске. Такой гибридный формат позволил собрать участников со всех уголков мира – более 140 заявок, в числе которых заинтересованные специалисты из Украины, Чехии, Казахстана, Грузии, США, Франции, а также из городов России, от Калининграда до Иркутска.
Главная цель «Подорожника» – запустить изменения в креативных индустриях с помощью использования инструментов медиа, PR и маркетинга. Чтобы её достичь, была организована дискуссия на тему «Трудности культуры в новой реальности», во время которой пресс-секретари, PR-специалисты учреждений культуры, преподаватели и методисты учебных заведений, а также креативные предприниматели искали ответы на вопросы: что такое культура, какое место занимает медиа в культуре, как привлечь и вовлечь людей в культуру, какие проблемы культуры существуют и как их решить. Модератором дискуссии выступил Андрей Абрамов, контент-продюсер «РБК.Тренды» и главный редактор онлайн-журнала «Холмы».
В ходе двухдневного обсуждения участники пришли к выводу, что медиа — своеобразный буфер между людьми. С помощью медиа люди общаются между собой, обмениваются и передают часть своей культуры друг другу. Лучшая ситуация для медиа — взаимодействие с человеком как субъектом. В такой роли человек вовлекается в созидательный процесс, дает обратную связь и сам становится небольшим медиа, поддерживая большие цели. При этом медиа рассматривают человека как объект, когда разделяют аудиторию по интересам, демографическим признакам и другим характеристикам маркетинга.
«Я была бы сторонником свободы слова: какую информацию хочешь, ту воспринимай и передавай, но я понимаю, что подобное отношение бесчестно по отношению к большинству. Если бы мы жили в обществе, где всем закладывали определенный набор базовых знаний культуры, можно было бы жить при свободе слова. Одна из обязательных задач медиа — поднимать уровень культуры, чтобы сгладить неравенство знаний», — считает Тамара Михайловна Гудима, участница дискуссии, кандидат философских наук, профессор Московского гуманитарного университета, депутат первого и второго созывов Госдумы РФ.
Больше выводов и мнений участников можно прочитать в брошюре «Как мы влияем или можем влиять на культуру?». Помимо выводов вы найдете там решения проблем и подборку инструментов. Брошюру можно скачать на сайте.
На офлайн-конференции участники также обменялись контактами, прослушали лекции приглашенных спикеров о позиционировании культурных учреждений и совместных проектах медиа с представителями бизнеса и культуры. На онлайн-интенсиве заинтересованные специалисты изучали способы написания текстов и их продвижения, знакомились с кейсами коллег из музея современного искусства «Гараж», осваивали азы дизайна. Посмотреть все лекции можно на сайте.
«У нас в организации много задач, которые часто сложно решить в небольшой команде. В рамках медиаинтенсива мы обсудили различные практики и выделили инструменты, которые помогут мне в дальнейшей работе», — говорит Алена Хорькова, участница медиаинтенсива, специалист по связям с общественностью библиотеки им. Аксакова.
«Культурные события в городе порой бывают либо не столь привлекательные и содержательные, либо просто скучные и журналистам непонятно, как рассказать об этом событии интересно. Поэтому они не часто размещаются на первых полосах. Хотя, как говорила одна из участниц нашего медиаинтенсива, культура является драйвером развития любой территории, о ней можно и нужно говорить. И медиа могут помочь с популяризацией культуры в обществе. Вот, например, во время интенсива со мной познакомилась Мария Чурбанова, управляющая музеем балалайки. Мы затеяли совместный спецпроект в «Холмах». Думаю, когда мы покажем результат, другие учреждения тоже захотят сделать нечто подобное и тем самым откроют для себя новую аудиторию. Главное, сделать первый шаг навстречу новому. Наш интенсив – это и был первый шаг для запуска изменений, а впереди целая дорога!», — говорит Марина Суворова, организатор медиаинтенсива и основатель онлайн-журнала «Холмы».
Организаторы медиаинтенсива благодарят главных организаторов X Международного культурного форума в Ульяновске — фонд «Ульяновск — культурная столица» — за возможность проведения мероприятия. Посмотреть видео-трансляции площадок форума можно здесь: https://forum.ulkul.ru/transljacii/