В рамках сессии «ХХI век: личность творческого человека» VIII международного культурного форума «Форум креативных индустрий» прошла лекция кандидата философских наук, профессора Московского гуманитарного университета (МосГУ) Тамары Михайловны Гудимы (г. Москва) «Творчество. Личность творческого человека».
Вместе со студентами Ульяновского педагогического Университета, Тамара Михайловна пыталась найти ответы на вопрос, как именно в наше время можно развить в человеке творческую составляющую, и что для этого нужно.
«Седьмой год подряд в сентябре я приезжаю в Ульяновск для участия в культурном Форуме. В отличие от многих других подобных российских мероприятий, ульяновский Форум каждый раз выдвигает какую-то принципиально новую проблему и помогает лучше её представить и понять. Я очень хочу надеяться, что люди, приехавшие сюда, найдут то, что ищут», – поделилась Тамара Гудима.
Креативное и творческое – понятия, неразрывно связанные друг с другом. Но при этом, говоря о креативных индустриях, подразумевают коммерческую составляющую, в то время как обычное творчество её не подразумевает. Хотя, как считает Тамара Михайловна, желание творить может быть личным желанием человека, без каких-либо социальных заказов.
На лекции подробно рассмотрели не только само понятие творчества, но и соблазны, поджидающие человека, решившего им заняться. Если коротко, то можно выделить четыре основных момента, губительных для творческих личностей:
– желание добиться успеха в кратчайшие сроки – в этом случае страдает качество работы;
– желание обеспечить материальное благополучие – иногда это убивает сами идеи;
– желание быстрее добиться популярности. В последнее время это приводит к искусственным скандалам вокруг проектов, чем злоупотребляют современные СМИ;
– поиск вдохновения «за гранью» – это приводит к алкоголизму, наркомании и прочим другим безрадостным вещам.
Если же искать ответ на вопрос, как сформировать творческого человека, то здесь можно столкнуться с парадоксом. По мнению социологов в России достаточное большой количество людей, недовольных своей жизнью. При этом они не хотят что-то менять.
«Есть несколько стереотипов нашего мышления, которые очень мешают созидать креативное. Это потеря самоуважения – считают, что незаменимых людей нет. Социальная апатия – «а что, мне больше всех надо?», «а что я могу сделать?». Только преодолев всё это, мы сможем пробудить в людях креативность, – считает Тамара Гудима. По мнению эксперта, в наше время сама система образования идёт против творчества. Повсеместно внедряют компьютеризацию, электронную систему образования и т.д. Но это, по мнению Тамары Михайловны, приводит к резкому падению качества знаний, грамотности, способности к запоминанию и критическому мышлению. На своих занятиях она запрещает студентам пользоваться компьютерами и планшетами. В качестве наилучшего способа усвоения знаний педагог использует диалог с ученикам