В Ульяновске прошла большая деловая игра «Ульяновск на экспорт: креативная экономика»

В Ульяновске прошла большая деловая игра «Ульяновск на экспорт: креативная экономика»

Она стала завершающим мероприятием VIII Международного культурного форума «Форум креативных индустрий». 23 сентября в Green Hall урбанист, создатель и идеолог «Центра прикладной урбанистики» Святослав Мурунов провёл деловую игру, цель которой – разработка уникальной идеи, концепции, схемы, которую в будущем можно экспортировать в другие регионы. 

Участие в мероприятии приняли ульяновские, и не только, представители креативных индустрий, предприниматели, студенты, а также эксперты Форума. 

В любом городе живут люди с определённым набором компетенций, и они выполняют различные функции: генераторы, проблематизаторы, делатели, решатели и т.д. И оттого, насколько эти функции реализуются и от степени взаимодействия их носителей зависит формирование комфортной городской среды и развитие города в целом. Данная игра призвана продемонстрировать правильную горизонтальную модель взаимодействия горожан, в результате которой должен появиться качественный продукт на экспорт.

Для начала участники разделились на несколько команд, чтобы примерить на себя различные роли.

Расскажем о них подробнее. 

Генераторы – это те люди в городской среде, которые выполняют функцию переосмысления уже существующего опыта территории. «Ульяновск – родина Ленина. Это – уже сложившийся статус и его символом является Ленинский мемориал. А что такое Ленинский мемориал? Это музей, концертный зал, общественно-политический центр. А что, если это уже не актуально сейчас? Что, если придать Ленинскому мемориалу новый смысл? Например, сделать его университетом? Такие задачи, как раз, решают генераторы», – пояснил модератор.

Проблематезаторы – это те, кто максимально честно формируют запросы общества. Проблемы — это не всегда плохо, иногда это возможность и точка роста. Проблема здесь – это профессионально упакованная задача.

«Проблематизаторами для Ленинского мемориала будут все те, кто хотел бы сделать там выставку, но не знают, как туда проникнуть; экскурсоводы, которые говорят: «Что-то скучно в Мемцентре»; туристы, которые хотели бы, чтобы он работал и ночью; студенты, которые не понимают, что они могут там делать» – все эти люди по отношению к Мемцентру будут проблематизаторами. Их волнует отсутствие развлечений, денег, компетенций. Они рассуждают про свои запросы, которые Мемцентр по какой-то причине не удовлетворяет, не хочет удовлетворить или не знает, как это сделать. Профессиональными проблематизаторами являются социологи, аналитики, культурологи, маркетологи», – объясняет Святослав Мурунов.

Решатели – это те, кто создают технологии. А технологии – это и есть суть креативной экономики. Она строится на разработке и переработке разных технологий.

«Если мы, например, возьмём ресторан, то он представляет собой набор технологий: как правильно поставить холодильник, какой столик обслуживать официанту, как правильно хранить продукты. Даже к самим блюдам есть технологическая карта: из каких ингредиентов оно состоит, как их правильно нарезать и складывать. Разработкой технологий занимаются решатели. Только проблема в том, что это самая провальная работа, потому что многие технологии есть, но они не упакованы, поэтому не могут транслироваться на другие регионы», – пояснил модератор.

По словам Святослава, нам нужны сложные технологии и создавать их необходимо совместно с представителями разных профессий, например, архитектор плюс предприниматель плюс социолог. Тогда удастся просчитать многие риски, перспективы и сделать проект максимально выгодным и удобным.

Делатели – это те, кто берёт технологию и непосредственно реализуют проект.

«Вернёмся к Ленинскому мемориалу. Есть местные генераторы, которые сказали, что он должен быть университетом, есть технологи, которые, говорят: «Мы знаем, как сделать современный университет» и есть те, кто говорит: «Дайте нам аудиторию и технологию и мы этот университет сейчас запустим» –  вот это будут делатели», – объясняет Святослав Мурунов.

Экспортёры – это те, кто поддерживают связи с другими территориями. Город развивается, зарабатывает на внешних рынках, если экспортёры транслируют уникальные технологии за его пределы. У них есть точки выхода на каналы сбыта.

Продюсеры-модераторы – это те люди, которые всех объединяют. Они берут проблематезаторов, генераторов, делателей и соединяют их в один проект. Решая конкретные запросы, проблемы, используя уникальные технологии они должны выйти на конкретный результат.

И, наконец, городские кураторы. Они формулируют темы в рамках которых работают продюсеры-модераторы.

После того, как все разделились на роли и выполнили соответствующую функцию: поиск проблем, аналитика, переосмысление уже существующего городского опыта, создание технологий, у участников появились идеи проектов.

Вторым этапом игры стала рефлексия, где присутствующие, собравшись у самовара, поделились своими выводами и мыслями.

«Пообщавшись с разными командами, я поняла, что моя функция – быть продюсером. Потому, что за одним столом я услышала проблему, за другим я поняла, как её решить, за третьим – что необходимо сделать, чтобы её решить и кто мне для этого потребуется», – сказала творческий предприниматель, организатор My market Ольга Чаусова.

После рефлексии участники разделились уже на проектные команды по интересам и начали более детально прорабатывать идеи, отвечая на вопросы: кто целевая аудитория? как монетизировать проект? в чём уникальность данного проекта?

В результате мозгового штурма появились следующие проекты: Тиндер для творческих людей: знакомство с целью получения вдохновения и новых идей; «Городская усадьба 2.0»: небольшой комплекс, состоящий из нескольких построек, где будут проходить мастер-классы для желающих научиться рукоделию и, соответственно, производиться изделия ручной работы; разработка приложения для покупки билетов на междугородние автобусы с функцией сбора статистики для дальнейшей её продажи и т.д.

Кейс Донкерс – эксперт Форума креативных индустрий, сооснователь Центра городской архитектуры и дизайна г. Эйндховен подчеркнул, что все проекты очень разные, некоторые виртуальные, некоторые – материальные. И чтобы всё это стало по-настоящему жемчужиной Ульяновска, стоит подумать, как их объединить.